Зубчатое соединение Клепаные соединения Сварные соединения Передачи и их элементы Рабочий чертеж выполнении эскиза Цепная передача Чертеж общего вида Сборочный чертеж Детали сборочных единиц Формат чертежа способы сварки Шероховатость


Цилиндрические зубчатые передачи, где оси валов параллельны, могут быть с внешним (см рис. 398, д) и внутренним зацеплением (см. рис. 398, ё). Наиболее распространены передачи с внешним зацеплением.

На рис. 410, а показан пример цилиндрической зубчатой передачи.

РИС. 411

Зубчатое колесо передачи, сообщающее движение другому (парному) колесу, называют ведущим, а которому сообщается движение — ведомым. Зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев называется шестерней и с большим числом зубьев — просто колесом. При одинаковом числе зубьев зубчатых колес передачи ведущее колесо называется шестерней, а ведомое — колесом.

Для обозначения элементов шестерни и колеса вводятся индексы: для шестерни индекс 1; для колеса индекс 2.

В учебной практике наиболее широко применяют нскорригированные цилиндрические прямозубые колеса, у которых зубья параллельны оси колеса.

Правила выполнения изображения зацеплений в зубчатых передачах устанавливает ГОСТ 2.402-68.

Выполним чертеж зубчатой передачи, представленной на рис. 410, а, по следующим данным:

колеса прямозубые, цилиндрические, стальные (устанавливаются на валах, призматических шпонках);

модуль зацепления т = 12 мм;

число зубьев шестерни г1 = 16;

число зубьев колеса г2 = 48;

ширина зубчатого венца Ъ = 100 мм;

диаметры отверстий для валов: у шестерни = 65 мм, у колеса йЬ2 ~ 90 мм.

Вначале необходимо определить параметры зубчатых колес по формулам табл. 39:

1) диаметры начальных окружностей: с1т = 12-16 = 192 мм;

Определив начальные диаметры шестерни и колеса ¿ц^, находим межосевое расстояние зубчатой передачи, т.е. расстояние между осями зубчатых колес:

Построение изображения зубчатого зацепления выполняется тонкими линиями и начинается с нанесения межосевого расстояния а^,, проведения на виде слева осевых линий, начальных окружностей <1т и 2> окружностей вершин зубьев с1а1 и <1а2, окружностей впадин и (рис. 410, б). Начальные окружности должны касаться друг друга в точке, расположенной на оси, соединяющей центры зубчатых колес. Одновременно [рово- дятся окружности, соответствующие отверстиям для валов и ЮЬ2, а также наружные диаметры ступиц с1ст1 и с1ст2. Для построения фронтального разреза из точек пересечения окружностей с вертикальной линией центров проводят в направлении стрелок линии связи. После выполненных построений приступают к окончательному оформлению чертежа (рис. 410, в). На обоих изображениях вычерчивают ступицы колес. По диаметрам валов, пользуясь ГОСТ 23360—78, подбирают размеры шпоночных пазов, в местах шпоночных соединений выполняют местные разрезы валов. Вычерчивают отверстия. Удаляют лишние линии, обводят чертеж, заштриховывают разрезы. На фронтальном разрезе зуб ведущего колеса изображается расположенным перед зубом ведомого зубчатого колеса (рис. 411). Ввиду имеющейся разницы высот головки и ножки зубьев получаются радиальные зазоры.

На виде слева в зоне зацепления окружности вершин зубьев обоих колес проводятся сплошными основными линиями (рис. 410, в). Окружности впадин изображ ются сплошными тонкими линиями.


На главную