Фотоискусство 19-20 век Скульптура и архитектура 20 века Экспрессионизм


Олденбург. Несомненно, что первичные структуры крупного масштаба являются памятниками.

Но несомненно и то, что это не монументы, посвященные чему-либо, кроме воображения их создателей. Неискушенный зритель не увидит за ними никакого жизненного прообраза, никакой аналогии, хотя первоначальное значение слова «памятник» — напоминание. Традиционные памятники ушли в прошлое — они «умерли», когда современное общество утратило согласие относительно того, что считать достойным всеобщей памяти. Однако вера в возможность сооружения таких памятников полностью утрачена не была. Представитель поп-арта Клас Олденбург (род. 1929) предложил ряд неожиданных и оригинальных решений проблемы памятника. Более того, он сам исключительно точно и выразительно прокомментировал собственные идеи. Все его памятники — героические по размерам, но не по содержанию. Им всем присуща одна особенность — они созданы на основе заурядных бытовых предметов.

В 1969 году у Олденбурга возник замысел создания огромной работы в виде увеличенного мешка для льда (илл. 479), снабженного внутри механизмом для производства «движений, вызываемых невидимой рукой», как описал их сам художник. Чтобы создать скульптуру, предназначенную для установки в людном открытом месте, ему была нужна такая форма, в которой твердое сочеталось бы с мягким и не было бы потребности в постаменте. Мешок для льда отвечал этим требованиям, и, купив однажды такой мешок, он стал производить с ним различные манипуляции. Ол- денбургу стало понятно, что «движение составляло одно из его свойств, и стоило это свойство использовать». «Мешок для льда — масштаб А» был выставлен в павильоне США на ЭКСПО-70 в Осаке, и толпы восхищенных людей следили за тем, как он то вздымался, то поворачивался, как живое существо, то поникал с почти слышным вздохом. Без объяснений мы никогда бы не смогли понять содержания резной композиции, в которую вложено так много труда и любви. Так часто проиходит с искусством аборигенов. Маска на илл. 28 может привлечь нас своим остроумием, но ее смысл далек от юмористического.

Чему посвящены такие памятники? Их обаяние в какой-то степени, как и привлекательность «ready-made» или поп-арта, состоит в том, что они заставляют увидеть эстетические достоинства обычного, примелькавшегося, будничного. Но в них есть, бесспорно, и свое величие. Только одно качество отсутствует в памятниках Олденбурга: они восхищают, удивляют, забавляют — но, увы, не волнуют. Абсолютно земные, мирские, привязанные к сегодняшнему дню, они не способны тронуть наши сердца.

480. Роберт Смитсон. Спиральный причал. Снят после постройки в 1970 г. Общая длина 457,2 м, ширина причала 4,57 м. Большое Соленое озеро, Юта


На главную