Фотоискусство 19-20 век Скульптура и архитектура 20 века Экспрессионизм


Первым «ассамбляж» создал еще в середине пятидесятых годов Роберт Раушенберг (род. 1925). Подобно композитору, извлекающему музыку из характерных шумов повседневной жизни, он создавал произведения искусства из отходов современной цивилизации. Его «Одалиск» (илл. 481) — это коробка, обклеенная различными картинками: комиксами, фотографиями, вырезками из иллюстрированных журналов, которые объединены только беспорядочно нанесенной поверх них художником сеткой из мазков. Коробка установлена на ножке, которая каким-то непонятным способом прикреплена к подушке, стоящей на деревянной подставке, а венчает все это странное сооружение чучело курицы. Передвижные агитустановки стали особой сферой творчества советских дизайнеров. Первыми такими объектами стали агитпоезда, затем агитпароходы, агитавтомобили, гужевые агитповозки и даже агитсамолет "Максим Горький"

Название — остроумная смесь из «одалиски» и «обелиска» — относится как к обнаженным девушкам в коллаже из вырезок (первоначальный смысл слова «одалиска» — см. стр. 359), так и к форме всей конструкции, ибо своей вертикальностью и легким сужением сторон коробка напоминает настоящие обелиски. Неправдоподобный «памятник» Раушенберга имеет по меньшей мере два признака, сближающих его с предшественниками: лаконизм и самодостаточность. В этом невероятном сопоставлении мы угадываем тот же иронический замысел, что и в «ready-made» Дю- шана, с которым Раушенберг встречался в Нью- Йорке.

Чемберлен. Наиболее ярким примером «мусорной скульптуры» и одновременно трудным пограничным случаем между «ассамбляжем» и скульптурой является «Эссекс» (илл. 482) Джона Чем- берлена (род. 1927). Название происходит от модели автомобиля, давно исчезнувшего с рынка, что позволяет истолковать смысл произведения как память об автомобиле устаревшей марки. Но мы вполне вправе усомниться, действительно ли эти куски эмалированной жести когда-то имели именно такое произведение. Очень тщательно подобранные по форме и цвету, они скомпонованы таким образом, что составляют новое целое, напоминая скорее «Великую лошадь» Дюшам-Вийона (см. илл. 471), чем смятые автомобили, деталями которых они когда-то служили.

483. Луиз Невелсон. Черная веревка. 1964 г. Крашеное дерево. 2,44 м х 3,05 м х 29,2 см. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк. Дар Энн и Джоэла Эренкранц


На главную